Texaco
17.06.2020

РОССИЙСКИЙ РЫНОК АВТОМОБИЛЕЙ И МОТОРНЫХ МАСЕЛ. ИТОГИ 2018-2019 ГГ.

По отношению к производству автомобильных масел, Российский рынок является одним из ключевых в Европе, что обусловлено ростом продаж автомобилей и восстановлением экономики после введения санкций со стороны ведущих мировых держав. При этом не все так хорошо, так как существенную долю автопарка представляют подержанные автомобили и российский автопарк в целом "стареет".

Обобщенный рынок автомобильных масел и смазочных материалов на территории России по сути представлен в двух направлениях. С одной стороны, около трети новых автомобилей приходится на представителей иностранного автопрома, которым требуются моторные масла с более высокими требованиями по части спецификаций, одобрений и соответствий. С другой стороны, сегмент CVL, который характеризируются большой долей отечественных производителей тяжелой техники, которые используют для обслуживания устаревшие моторные масла.

Продажи автомобилей стимулируются медленным восстановлением экономики после ввода санкций: по данным Международного валютного фонда при росте в 2% в 2018 г. и 1% в 2019 г. данный прирост ВВП не является впечатляющим, но при этом естественно любой показатель роста лучше, чем стагнация или рецессия. При этом рост промышленности вообще снизился на 1,5% в 2018 г.

ПРОГНОЗ РОСТА АВТОПАРКА

По данным Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ), в 2018 г. продажи новых автомобилей составляли 1,8 млн. шт., но на 2019 г. АЕБ прогнозировала сокращение продаж на 100 000 шт. что на 5% меньше чем годом ранее.

Несмотря на замедление продаж автомобилей, ожидается, что спрос на моторное масло в ближайшие 5 лет вырастет. К примеру, маркетинговое агентство "НАПИ" ожидает что в 2024 г. уровень потребления моторного масла для легковых автомобилей возрастет до 360 000 т. в сравнении с 339 000 т. в 2019 г.

Также прогнозируется рост потребления моторного масла среди сегмента LCV, а также CVL: LCV возрастет до 151 000 т. в 2024 г. по сравнению с 142 000 т. в 2019 г. а CVL покажет рост до 321 000 т. в 2024 г. в сравнении c 297 000 т. в 2019 г. Согласно информации от НАПИ, потребление моторного масла для автобусов в 2024 г. также возрастет почти до 27 000 т. с 23 000 т. 2019 г.

Общий объем автопарка России будет давать рост в 1% до 47 млн. шт. в 2024 г. в сравнении с 44,2 млн. шт. в 2019 г., при этом рост сегмента LCV и CVL будет намного медленнее, чем в сегменте PVL. Ожидается, что парк коммерческого транспорта вырастет до 3,8 млн шт. в 2024 г. в сравнении с 3,5 млн. шт. в 2019 г., легкий коммерческий транспорт при этом увеличится на 0,3 млн шт. и достигнет показателя в 4,4 млн шт. в 2024 г.

Большой прирост ожидается в сегменте автобусов: их количество должно увеличиться на 70 000 шт. в 2024 г. относительно показателя 2019 г., так как российские власти ищут пути решения проблем загрязнения воздуха и автомобильных пробок в таких крупных городах как Санкт-Петербург и Москва и будут каким-то образом стимулировать население пользоваться общественным транспортом для перемещения.

ВОЗРАСТ АВТОПАРКА

В своем исследовании НАПИ обнаружило, что почти 57% от общего числа легковых автомобилей на территории РФ старше 11 лет, в том время как около 43% составляют от 1 до 10 лет и только 18,6% составляют автомобили старше 5 лет. В сегменте легкого коммерческого транспорта почти 65% от всех автомобилей 11 или старше лет, в то время как немного более 35% составляют от 1 до 10 лет, из которых 14,2% моложе 5 лет. Средний возраст всех легковых автомобилей в России был более 13 лет в 2018 году, в сравнении тот же самый показатель в Западной Европе составлял 9 лет.

При этом на дорогах России все больше легковых автомобилей соответствует десятилетнему стандарту Евро-5 и выше. Ожидается, что количество таких автомобилей достигнет около 25% от общего числа автопарка в 2024 г. по сравнению с 11% в 2019 г. В этих автомобилях применяются качественные моторные масла, которые соответствуют последним рекомендациями и одобрениям OEM производителей.

При этом аналитическое агентство "Автостат" в своем исследовании обнаружило, что рынок коммерческого транспорта на территории России статичен: 76% всех автомобилей старше 11 лет, при этом объем потребления моторного масла в тяжелых условиях эксплуатации зависит от типа области применения и обстоятельств, в которых задействованы транспортные средства. Большая доля моторных масел для этого сегмента представлена отечественными брендами, при этом возрастной состав техники устарел: более 50% действующего автопарка составляют автомобили старше 20 лет. Также в результате исследования было установлено, что коммерческий транспорт: тягачи, самосвалы, грузовики и фургоны потребили около 135 000 т. моторных масел в 2018 г.

СООТНОШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

В том же 2018 г. доля отечественных производителей смазочных материалов составляла 65% от общего объема продаж на территории России, на долю иностранных производителей приходилось 28%, а на долю производителей OEM, в основном импортных – 7% рынка. В 2018 г. на дорогах России было 3,7 млн. шт. грузовых автомобилей, из которых 77% были представителями отечественного автопрома, кроме того 96% от общего автопарка коммерческого транспорта работают на дизельном топливе, в то время, как только 6% из них являются представителями иностранных марок, таких как Volvo, Iveco, MB, Scania и Renault. Юридические лица владеют 53% общего парка коммерческого транспорта, частные — 47%.

Автостат обнаружил, что в тройку лидеров среди российских производителей входят КАМАЗ, ГАЗ и ЗИЛ: в 2018 г. они вместе составляли 60% от общего автопарка коммерческого транспорта. В этих автомобилях в основном используются моторные масла с устаревшими требованиям. В целом, 60% действующего автопарка коммерческого транспорта в России соответствует экологическому стандарту Евро-0 (замененный более 25 лет назад): большая часть автопарка работает на моторных маслах в соответствии со стандартами API CE / SG, CF – 4SG и CD / SG, которые устарели с 1994 г. или ранее.

Тем не менее, в 2018 г. в России было зарегистрированного всего 82 300 новых коммерческих автомобилей, и они используются обновленные стандарты моторных масел API.

В ходе исследования было также обнаружено что 8% российского автопарка имеет вместимость более 35 л. масла на картер, 39% от 20 л. до 35 л., 13% — от 10 л. до 20 л., 26% — 10 л., 14% составляют оставшиеся объемы. Это означает, что на 18-тонные коммерческие автомобили приходится самый большой объем спроса.

ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ МАРКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ МОТОРНЫХ МАСЕЛ

В 2018 г. подразделения по смазочным материалам российских энергетических компаний Лукойл и Газпром занимали около 25% рынка каждая. За ними следовала третья по величине энергетическая компания Роснефть, которая занимала 20%. Доля иностранных компаний Shell и ExxonMobil составляла около 10% общего рынка РФ, а оставшаяся доля приходилась на других участников рынка, включая Total, Fuchs, BP-Castrol, GS Caltex, Petro-Canada, Michang Oil, Chevron Texaco, SK Lubricants и Delfin Group.

Средняя цена наиболее часто используемого моторного масла с вязкостью 15W-40 колеблется от 1,66 $/л. продаваемого Газпромом до 2,59 $/л. продаваемого ExxonMobil. По данным Автостат, эти продукты в основном продаются через официальные дилерские центры по продаже коммерческого автотранспорта, за которыми следуют независимые центры обслуживания легковых и грузовых автомобилей, логистические компании и розничные точки продаж.

Российский авторынок следует западным и азиатскими тенденциям в стремлении повысить эффективность транспортных средств и снизить воздействие на окружающую среду. Это в свою очередь поощряется государственным регулированием. НАПИ ожидает, что коммерческие транспортные средства будут потреблять в качестве топлива природный газ, а также увеличится количество электрических автобусов и такси в качестве борьбы с хроническим загрязнением воздуха и автомобильными пробками в крупных городах.

Источник: журнал "lubes'n'greases".

Подпишитесь на рассылку
и получайте самые свежие
новости и полезные материалы
Подписаться на новости