Texaco
02.11.2020

Новое понимание щелочного числа моторного масла (TBN)

Показатель общего щелочного числа TBN (англ. TBN – Total Base Number) дает представление о количестве имеющихся в масле щелочных соединений, которые нейтрализуют органические и неорганические кислоты, концентрирующиеся в поддонах картеров дизельных ДВС во время их работы.

КАК ИЗМЕРЯЕТСЯ

Значение выражается в миллиграммах гидроксида калия, требуемого для титрования 1 грамма тестируемого образца, растворённого в специальном растворителе до установленной точки эквивалентности.

ГДЕ ЕЩЕ ЭТО ВАЖНО

TBN играет важную роль в классификации смазочных материалов (ACEA, Global DHD и др.), в производственных стандартах компаний-производителей смазочных материалов и др.

ЧТО НА ЭТО ВЛИЯЕТ

Факторы, влияющие на скорость снижения щелочного числа:

  • Рецептура продукта;
  • Содержание серы в дизельном топливе;
  • Содержание биодизельных компонентов в дизельном топливе;
  • Степень рециркуляции отработавших газов (EGR);
  • Степень окисления моторного масла;
  • Увеличение интервалов замены масла.

ПОЧЕМУ АНАЛИЗ ВАШЕГО МАСЛА ДОЛЖЕН ИДТИ В НОГУ С ЕГО РАЗВИТИЕМ

В течение многих лет показатель общего щелочного числа был одним из основных параметров, который во время эксплуатации помогал определить остаточный ресурс моторного масла путем определения оставшегося количества функциональных присадок. Говоря кратко, он помогал понять, когда моторное масло нужно менять. Это остается правдой и сегодня, но TBN сам по себе более не является всеобъемлющим или определяющим индикатором остаточного запаса свойств моторного масла, в отличие от совокупности других новых и более показательных параметров.

НОВАЯ ЭРА, НОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ

Новые и более совершенные рецептуры продуктов - в совокупности с применением более чистого дизельного топлива с ультранизким содержанием серы (ULSD) – меняют представление об использовании показателя TBN. В прошлом, высокое щелочное число требовалось для нейтрализации продуктов сгорания высокосернистого дизельного топлива, которые приводили к образованию значительного количества серосодержащих кислот. Но в связи с совершенствованием топлив, сегодня мы наблюдаем более низкие значения TBN.

Хотя может показаться, что значение щелочного числа современных моторных масел снижается более быстро, это является отражением модернизации химического состава рецептур масел для тяжело нагружённых двигателей, а не ускоренной деградации работающего масла. Также существуют и другие факторы, поддерживающие существующий тренд к снижению порога «настораживающих» значений TBN, такие как всемирное сокращение новых категорий масел, которые продвигают продукцию более высокого качества.

Что это значит с точки зрения будущего? Осуществляемый анализ масла в настоящее время должен основываться на более всеобъемлющей совокупности факторов, включающих износ, окисление, вязкость и общее кислотное число TAN (англ. TAN – Total Acid Number).

СМЕЩЕНИЕ ФОКУСА: ОСОБЕННОСТЬ КИСЛОТНОГО ЧИСЛА

Кислота в ДВС является основной причиной коррозии деталей, окисления, нитрования и увеличения вязкости моторного масла, что негативно сказывается на производительности. В конечном итоге, это основная причина повреждения оборудования, поэтому определение TAN более четко показывает текущие условия работы двигателя, в то время как возможности TBN в этом отношении ограничены, т.к. он показывает, какой запас функциональных присадок остается для предотвращения вышеуказанных причин снижения производительности.

Так как отрасль продолжает развиваться, это приведет к появлению более низких значений TBN. Со временем, для отрасли будет становиться все важнее находить лучшие и более прицельные способы мониторинга состоянии масла и двигателя. Высокая работоспособность вашего моторного масла не определяется только лишь высоким значением щелочного числа, а определяется правильным балансом окислительной стабильности, диспергирования сажи, контроля образования отложений, защиты от износа, моющих свойств и удержанием значения щелочного числа.


Динамика накопления металлов износа, изменения TBN и TAN

Таким образом, сегодня снижение TBN до 50%-20% от первоначального значения не является само по себе поводом для беспокойства и экстренной замены масла. Для рационального применения смазочных материалов необходимо учитывать совокупность факторов, помимо TBN, таких как:

  • TAN;
  • Накопление металлов износа;
  • Степень окисления;
  • Кинематическая вязкость.

Отбраковывая масло только по снижению TBN, мы не полностью используем потенциал современных смазочных материалов, сокращая интервалы замены, увеличивая затраты на обслуживание и простои техники. Также не стоит забывать о возрастающей при этом экологической нагрузке.

ПРОДУКЦИЯ TEXACO СЛЕДУЕТ ПЕРЕДОВЫМ ТРЕНДАМ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ

Новейшая рецептура присадок собственного производства в моторных маслах TEXACO позволяет как поддерживать оптимальное значение щелочного числа, так и контролировать вышеупомянутые показатели в соответствии со стандартами ОЕМ-производителей в течение всего интервала замены масла, обеспечивая длительную и надежную эксплуатацию вашей техники.

Подпишитесь на рассылку
и получайте самые свежие
новости и полезные материалы
Подписаться на новости